TA’LIM SIFATINI BAHOLASHNING ASOSIY YO‘NALISHLARI VA ULARNING AHAMIYATLI TOMONLARI
AАннотация
"Ta’lim sifati" iborasi va uning o‘zgarishlari ko‘pincha milliy, xalqaro, milliy va mahalliy darajadagi adabiyot va siyosatlarda uchraydi, ammo aniq ta’riflanmagan. Biroq, bu mamlakatlar erishgan maqsad va Evropa kontekstida mashhurlikka erishgan deb taxmin qilinadi. Ta’lim sifatini baholash ta’lim tizimi, muassasa, dastur yoki hatto alohida o‘qitish amaliyotining samaradorligi, samaradorligi va umumiy sifatini tizimli ravishda baholash jarayonini anglatadi. Maqsad – ta’lim standartlari bajarilishini ta’minlash va takomillashtirish yo‘nalishlarini aniqlash. Ta’lim sifatini baholashning asosiy komponentlariga quyidagilarni kiritish mumkin. Standartlar va ko‘rsatkichlar asosiy vazifani bajarib, samaradorlik o‘lchanadigan aniq mezonlar belgilanadi (masalan, o‘quv dasturlari standartlari, o‘quv natijalari, o‘qitish usullari).
выражение «качество образования» и его вариации часто встречаются в литературе и политике на национальном, международном, национальном и местном уровнях, но не имеют четкого определения. Однако предполагается, что это цель, достигнутая странами и получившая популярность в европейском контексте. Оценка качества образования подразумевает систематическую оценку эффективности, результативности и общего качества образовательной системы, учреждения, программы или даже отдельной учебной практики. Цель - обеспечить соблюдение образовательных стандартов и определить направления совершенствования. К основным компонентам оценки качества образования можно отнести следующие: Стандарты и показатели выполняют основную задачу, устанавливая четкие критерии, по которым измеряется эффективность (например, стандарты учебных программ, результаты обучения, методы обучения). Еще одним показателем является сбор данных, который осуществляется с помощью таких инструментов, как тесты, опросы, наблюдения в классе, интервью и статистические данные об успеваемости и развитии учащихся. Показатель оценки - собранные данные анализируются для определения того, насколько достигаются образовательные цели. Получение отчета, как и результат каждой работы, является одним из основных показателей. В нем формулируются результаты и доводятся до сведения заинтересованных сторон, таких как администраторы, учителя, студенты, родители и политики. На основе полученных результатов реализуются планы по улучшению системы. На основе результатов разрабатываются учебные программы, повышается квалификация учителей, даются рекомендации по улучшению качества образования в учебных ресурсах или политических реформах. В результате процесса оценки качества образования достигаются следующие достижения: а именно, обеспечивается ответственность школ и учреждений, способствует постоянному совершенствованию, помогает в распределении ресурсов, поддерживает разработку политики, повышает образовательные результаты учащихся.